RU EN

Как оценить веб-студию
на первой встрече

Я еженедельно встречаюсь с потенциальными клиентами студии. За два года накопился опыт первых встреч: что ждут клиенты и как стоит себя вести. Также вижу, что много веб-студий работают по принципу «лишь бы продать»: дожимают сделки, обещают невыполнимые условия и не вникают в проблемы клиента. Если вы ищете компанию для развития бизнеса в интернете, то это статья для вас. На примерах из практики расскажу, на что обратить внимание в начале сотрудничества и какие вопросы стоит задать менеджеру веб-студии на первой встрече.

foto
Александр
Ермаков

Выясните, как работает студия

Знакомство помогает оценить опыт студии, подход к клиентам, ценовой диапазон и схему работы. На первой встрече грамотный менеджер узнаёт как можно больше информации о бизнесе: задаёт вопросы и уточняет, правильно ли понял. Каждый бизнес уникален и стандартные решения могут не работать в вашем случае. Чтобы решить задачу без лишних затрат и в срок, студия должна понять, что представляет из себя бизнес клиента. Если вам предложили план работ и цены сразу после начала общения, то это повод подумать, насколько менеджер разобрался в задаче и учёл подводные камни.

Понимание задачи, созданное на основе диалога с владельцем бизнеса рассказывает: что и как делает студия, какие и когда будут результаты. Такой подход помогает убедиться, что мы предлагаем то, что нужно клиенту и не берём деньги за бесполезную работу. Приведу пару примеров:

Вам нужно быстро увеличить продажи. Неопытный менеджер сразу предложит контекстную рекламу. Чтобы гарантированно принести заказы, студия запустит объявления в Директе со словами «срочно» или «скидки». В результате из-за неправильного выбора аудитории вы получите ворох небольших заказов с проблемными сроками. Производство загружено, а прибыли нет. Студия сделала работу, за которую вы заплатили, но без результата. И наоборот, внимательный менеджер выяснит подробности — специфику бизнеса, как построены продажи и какие клиенты подходят. Часто решение в смежной области: обучении менеджеров, автоматизации учёта или разработке CRM-системы.

Предположим, вы хотите запустить сайт к новому году. На первой встрече менеджер не выяснил: чем важен этот срок, какие разделы сайта нужны к открытию, есть ли тексты, фото и видео. Не узнав подробности, менеджер отказывается от проекта, так как не успеет сделать сайт вовремя. Позже руководитель студии встречается с клиентом, чтобы прояснить ситуацию. Выяснилось, что к новому году нужны только три страницы: главная, контакты и форма заказа. Остальные разделы можно сдать в январе. Из-за спешки менеджера студия могла потерять проект.

Однажды мы увеличили продажи для фотостудии СочноФото за пару дней без разработки сайта: организовали почтовую рассылку и сэкономили бюджет на новый сайт.

Задавайте вопросы

Вопросы помогут вам узнать о студии больше, чем по презентации и портфолио. Кроме стандартных «сколько лет работаете на рынке» и «какими проектами гордитесь» задайте вопросы посложнее:

Вопрос Что значит
За какие проекты не берётся студия и почему? Если студия хватается за любой заказ, то непонятно — насколько ей важен результат работы.
Кто из клиентов остался недоволен работой и почему? Недовольные клиенты есть всегда, важны причины, почему проект не решил поставленных задач.
Сколько проектов сорвано по вине клиента? Проект — взаимная ответственность студии и клиента. Если менеджер винит клиента, то студия не учла подводные камни в проекте.
Сколько проектов вы не публикуете в портфолио и почему? Если проект стыдно поставить в портфолио, то студия пустила работу на самотёк или не договорилась с клиентом о дизайне.
Какая цель у вашей компании? В чём вы сильны? Студия без целей работает ради прибыли и не думает о развитии. В долгосрочной перспективе она отстанет от конкурентов.
Что вам важно в клиенте? Узнайте, какие клиенты важны студии. Если разницы нет, это повод задуматься: насколько студия заботится о результате?
Какую последнюю серьёзную ошибку в проекте вы помните? Как студия её решила? Ошибки в работе случаются. Важно, как студия разрешила ситуацию.

Ответы на эти вопросы покажут «болевые точки» студии и помогут понять, стоит ли с ней работать.

Общайтесь с руководителем

На первую встречу приходит менеджер по холодным продажам. Это делается для экономии времени: продажи в веб-студиях проходят фильтр «оператор на телефоне» → «менеджер по продажам» → «аккаунт-менеджер» → «арт-директор». Поэтому приехавший на первую встречу сотрудник мало знает о работе студии, его задача — продать и передать проект в работу. Если хотите выяснить, что из себя представляет студия, то общайтесь с руководителем или арт-директором. Если они отказываются от встречи, то это повод подумать, насколько вы важны студии и как внимательно она будет работать над проектом.

Что вы хотите от веб-студии

Бывает, что клиент не видит пользы от предложения студии. Кроме отказов встречаются интересные ответы и встречные предложения. Приведу взгляд на них со стороны студии:

«Продажи за процент». Приведите заказчика — заплатим процент. Чаще так работает менеджер в штате компании. Но цепочка продаж сложнее, чем «полка-касса», поэтому для получения результата студия должна провести клиента от посещения сайта до оплаты заказа и сделать так, чтобы он пришёл ещё. Это возможно если студия войдёт в бизнес на правах партнёра и будет отвечать за процесс продаж полностью.

«У нас всё хорошо». Например, другой партнёр по продвижению справляется с задачами. Хорошо, что вы хотите провести аудит и пересмотреть стоимость услуг. Плохо, если в ходе переговоров вы не готовы дать подробности: достоинства и недостатки текущего плана работ, результаты, стоимость привлечения клиента, список запросов. Новое коммерческое предложение — повод обсудить цены и объём работ с текущим партнёром. На практике, смена поставщика при одинаковых ценах и качестве услуг не приносит ощутимой выгоды.

«Наши услуги/товары нет смысла продавать в интернете». Действительно, есть товары и услуги, которые лучше продаются вне интернета (например, газовые турбины или продукты питания). Если вы сомневаетесь, есть ли спрос на услуги или товары — не соглашайтесь на долгосрочное сео-продвижение. Проверьте спрос в интернете тестовой кампанией в Яндекс.Директ.

О ценообразовании

Среди интернет-студий популярны два способа расчёта стоимости услуг:

Одни предлагают сайт по фиксированной стоимости. Вы получите шаблонное решение в короткий срок за небольшие деньги. Однако дальнейшие доработки придётся оплачивать дополнительно, а шаблоны с трудом подстраиваются под бизнес. Например, обновление цен в каталоге из экселя может стоить дороже чем весь сайт.

Фиксированный бюджет подходит для:

  • быстрого старта,
  • молодого бизнеса,
  • оценки спроса на новом рынке,
  • бизнеса, не продающего товары через интернет.

Другие студии рассчитывают стоимость для каждого проекта. Сайт создаётся для решения задачи клиента и приносит больше заказов. Как правило, уровень дизайна и качество таких проектов выше шаблонных решений. Минусы подхода: тяжело контролировать сроки проекта, стоимость сайта в студиях отличается на порядок.

Сайт на заказ подходит для:

  • бизнесов, ориентированных на заказы через интернет,
  • онлайн-магазинов,
  • формирования имиджа крупных организаций.

Если вы всерьёз намерены развивать продажи через интернет, нет резона заказывать уникальный сайт у студии из низкого ценового сегмента. Результат работ будет на уровне шаблонного решения, а цена — в несколько раз выше.

Что делать, если сомневаетесь

Приёмы и примеры из статьи помогут понять, сможет ли партнёр решить ваши задачи. Если сомневаетесь, то предложите студии сделать тестовую задачу: настроить рекламную кампанию в Директе или провести аудит сайта. Тест поможет понять, как работает студия и интересен ли ей ваш проект.

У  ИК Синергия продажи построены на личных связях. В начале сотрудничества мы честно предупредили, что не поможем привести клиентов. Сайт работает как электронная визитка, которая рассказывает посетителям об особенностях компании.